«Это глоток радости и легкости»: режиссер Алексей Комаровский - о съемках фильма Когда ты выйдешь замуж?, будущем украинского кино и вызовах во время войны

Украинское кино переживает времена глубоких изменений, когда каждый проект, каждый фильм становятся не только художественным выражением, но и частью большой национальной стратегии.
Под влиянием войны, экономического кризиса и новых глобальных реалий режиссеры вынуждены искать новые подходы к созданию контента, который бы не только развлекал, но и вдохновлял, помогал понять то, что происходит сейчас, и показывал будущее.
Алексей Комаровский - один из тех, кто стоит на передовой этого процесса. Режиссер известен своей работой над фильмом Область Героев, который воссоздал события оккупации Киевщины, а также лентой Когда ты выйдешь замуж? - комедией, сочетающей жизненность и юмор, актуальные для современной Украины. О том, как война изменила кинопроизводство, почему важно поддержать украинскую молодежь в условиях глобализации и каких вызовов следует ждать в будущем, а также как Когда ты выйдешь замуж? уже находит отклик за рубежом, Алексей Комаровский поделился в интервью сайту 1plus1.
Ваша лента - в списке ТОП-10 самых кассовых фильмов новейшей истории Украины. В чем, по вашему мнению, секрет успеха?
Секрет этого фильма - это микс надежды, любви и позитива, приправленных вайбом путешествий. Это именно то, чего сегодня так не хватает украинцам на эмоциональном и ментальном уровнях. Изначально я не хотел снимать локальную комедию «в своем дворе», как говорится. Наша цель с командой заключалась в том, чтобы создать масштабную международную приключенческую историю, которая погрузит зрителя в динамичное путешествие с загадками, романтикой, неожиданными поворотами и, конечно, с щепоткой пикантного юмора.
Чтобы придать фильму универсального настроения, мы использовали символы, понятные во всем мире: всемирно известные картины Поля Гогена, Ван Гога, Мунка, живописные морские побережья Европы, три языка (украинский, хорватский и английский), а также пригласили иностранных актеров.

С какими вызовами вы столкнулись во время съемок?
Это были непростые съемки, которые могли сорваться несколько раз. Это был настоящий вызов для всей творческо-продюсерской команды, ведь масштаб производства охватил четыре страны и широкую географию локаций: Киев, Львов, Одессу, а также несколько мест в Хорватии - Загреб, Ровинь и другие живописные городки.
Такой масштаб автоматически влек за собой ряд сложностей: согласование графиков актеров, капризы погоды в разных регионах, организацию международной логистики в непростые времена, многоязычность фильма и сложные сценарные повороты, которые требовали еще большего разнообразия локаций.
Например, некоторые сцены мы снимали в исторической части Ровиня - маленького курортного городка, берущего начало с III века. Получить разрешение на съемки там - изрядная редкость. Это место открыли для британского сериала День шакала от Peacock, голливудского экшена Союз с Марком Уолбергом и для нас. Это было совсем не просто, но результат того стоил.
Ранее вы говорили, что впервые в фильме был использован искусственный интеллект такого высокого уровня. Расскажите подробнее о работе с ИИ.
Мы три месяца общались с ИИ, чтобы выбрать из сотни кадров всего четыре. Идея возникла спонтанно, в последний день съемок. Я вдруг почувствовал, что хочу придать фильму большего объема - расширить его в пространстве и времени. Так появилось решение начать ленту с событий во Франции конца XIX века - именно тогда Поль Гоген создал свой шедевр Когда ты выйдешь замуж?.
Но как это реализовать, если съемки уже завершились? Воссоздание архитектуры той эпохи, костюмов, художественного оформления - это сумасшедшие затраты. Казалось, что воплотить замысел нереально… пока я не наткнулся на рекламный вижуал, созданный ИИ. Эта идея, словно навязчивая мысль, засела в голове.
В течение трех месяцев мы вместе с подрядчиком из Швейцарии работали с ИИ. Постоянно возникали неточности, которые меня не устраивали, а со временем добавились и технические сложности: нужно было адаптировать видео для кинематографического формата. В конце концов, команда постпродакшена нашла решение.

Расскажите о сценах, которые не вошли в финальный монтаж?
Все самое лучшее вошло в фильм. Почти все сцены остались в окончательной версии, за исключением нескольких, которые не имели особого настроения или смысловой нагрузки. Их даже сложно выделить - это моменты, которые оказались менее насыщенными событиями или не были реализованы на должном уровне из-за нехватки времени.
Я решил их не использовать, ведь хотел, чтобы каждый кадр работал на общую атмосферу. Зато все самые интересные, провокационные и триггерные сцены, как и планировалось, остались в фильме.
Какие ваши любимые моменты в фильме? Есть ли сцены, которые вам особенно нравятся или которые были самыми сложными в создании?
Самая сложная сцена стала одной из самых любимых. С нее и начну - это поцелуй Тони Хижняк и Тараса Цымбалюка на фоне моря в Хорватии под хит MONATIK'а А що?. Эта сцена стоила мне нервного срыва и нецензурного крика на всю набережную живописного хорватского городка Ровинь.
«Эта сцена стоила мне нервного срыва и нецензурного крика на всю набережную»
Причина — технические неисправности больших кинематографических ветродуев, которые должны были создать эффект подлета вертолета. Мы планировали потратить на съемку этой ключевой, очень красивой сцены три часа, но из-за этих (и не только этих) факапов осталось всего 20-30 минут. Это была катастрофа, момент, когда кажется, что все пропало.
Но, вопреки всему, мы сделали эту сцену невероятно красивой и эффектной. Огромное спасибо позитивному и решительному настрою наших замечательных актеров - Тарасу Цымбалюку, Тоне Хижняк, Наталье Денисенко - и моей съемочной команде. Это редкий пример того, как командный дух и вера побеждают стресс.
Любимые сцены я разделю на номинации:
- Любимая экшн сцена: гонки по узким улочкам Ровиня - в стиле комедийного европейского кино.
- Любимая романтическая сцена: поцелуй героев Наталки Денисенко и Павла Текучева под трек KOLA Цілуй.
- Любимая безумная сцена: танец героини Наталки Денисенко под хит Верки Сердючки и прыжок в платье в бассейн.
- Любимая художественная сцена: финальный монолог антигероини в исполнении Яны Рай в церкви перед пожаром.
- Любимая драматическая сцена: искреннее раскаяние героини Тони Хижняк за измену - прямо перед церковью в огне.
- Любимая визуальная сцена: тот самый поцелуй Тараса Цымбалюка и Тони Хижняк на набережной под прилет вертолета.
- Любимая пикантно-комедийная сцена: диалог героев Наташи и Павла о том, что каждый из них лучше делает себе сам.
А знаете, почему все эти сцены стали любимыми? Потому что они созданы вместе с пятеркой невероятно талантливых актеров. Вы точно их знаете.
Сейчас фильмы-антидепрессанты очень популярны среди зрителей. Что, по вашему мнению, комедийное кино сегодня дает украинцу?
Позитивные фильмы дарят украинцам глоток радости, легкости и эмоционального заряда... Я заметил интересную закономерность: лучшие комедийные фильмы и песни в США были созданы в конце Второй мировой войны и сразу после нее. Думаю, это свидетельствует о глубинных законах психологии, которые помогают человеку не потерять рассудок в самые сложные моменты. Возможно, именно поэтому добро стремится проявить себя в самые темные и тяжелые времена, чтобы помочь держаться. В качестве примера можно вспомнить песни Фрэнка Синатры и знаменитые новогодние хиты, такие как Let it Snow или Christmas Songs By Sinatra.
«Позитивные фильмы дарят украинцам глоток радости»
Мы также чувствуем эмоциональные запросы наших зрителей. И, наряду с серьезными историческими лентами и важными темами, мы предлагаем выбор позитивных фильмов, которые дарят надежду и радость.
Какие месседжи лично вы хотели донести зрителям этим фильмом?
Прежде всего — то, что мы являемся частью современного культурного мира, частью мировой культуры, даже в ее самом современном проявлении. Это касается формы подачи нашего кино. И зритель должен гордиться этим - гордиться украинским кино, популярным, массовым, без снобистских оценок. Мы можем создавать такое кино, и это должно быть для нас гордостью - гордостью за нашу индустрию и за то, как мы можем себя проявлять.
Второй месседж, который я хотел донести, звучит в самом фильме в конце: «Время возвращаться домой». Это не попытка кого-то обвинять или морально оценивать. Абсолютно нет. Это просто напоминание, возможно, с определенной ностальгией, что часть останется, но часть захочет вернуться. Это форма выбора, где мы можем подсказать нашим друзьям и родственникам: «А может, время возвращаться? », — и сделать это легко, приятно, с теплом и ностальгией.
Третий месседж, пожалуй, самый главный: у нас была замечательная жизнь, и она обязательно будет. Мы будем путешествовать, думать о простых человеческих вещах, которые делают нас счастливыми - о приключениях, любви, живописи, гулянках, настроении, и всем том, что делает человека счастливым. Эта жизнь была, эта жизнь будет, и мы ее заслуживаем.
Как проходил кастинг на главные роли? Почему именно Павел Текучев, Наталка Денисенко, Антонина Хижняк и Тарас Цымбалюк? Расскажите о работе с актерами на площадке, возможно были какие-то незабываемые моменты, которые останутся в памяти надолго?
Я выбрал самую счастливую четверку актеров для нашего фильма. Кастинг прошел очень хорошо, и как ходят слухи, Комаровский попробовал всех крутых украинских актеров. Наталка Денисенко попала в фильм, можно сказать, не без труда. Сначала ее пробы казались неудачными - по крайней мере, так она сама считала (я так не думаю). Но она вернулась на вторые пробы и продемонстрировала невероятно сильную психофизику для главной героини. Это был ее момент.
Антонина Хижняк попала в фильм почти случайно. Я не планировал приглашать ее на пробы, но Тоня, набравшись смелости и уверенности, встретила меня на звукозаписи и спросила: «Я слышала, ты снимаешь фильм. Почему меня не приглашаешь?». Когда она пришла на пробы и сыграла роль Лоры, это было настолько точно, что я выбрал именно ее, хотя у меня была уже другая кандидатка. Тоня поразила меня своим естественным соответствием роли.
«Я выбрал самую счастливую четверку актеров для моего фильма»
Тарас Цымбалюк стал главным импровизатором нашего фильма. На пробах он помог мне создать образ Марка, который я долго искал и не мог завершить. Тарас - настолько свободный человек, актер, который не боится импровизировать, рисковать. Его актерская безумность и свобода в игре стали ключевыми для роли, которую он никогда раньше не играл - такую самоироничную и смелую.
А вот Паша Текучев попал в фильм последним, когда съемки длились уже две недели. Я долго искал романтического героя и не мог найти идеального. Извините, но Брэд Питт был занят, а Джордж Клуни - уже приличного возраста. И вот я открыл новое имя в украинском кино. Когда Паша пришел на пробы в паре с Наташей, я сразу увидел химию между ними - даже такую ревность. Это было незабываемо.
Работа с этими актерами на площадке была невероятной. Они не просто работали, они творили, отдавались полностью, вкладывая себя в каждый кадр. Нас ждали неожиданные моменты, физические нагрузки, бессонные ночи, прыжки в холодные бассейны. Но актеры были настолько влюблены в своих персонажей, понимая, что это не просто очередной сериал или банальный фильм. Они стремились создать героев, которых будет незабываемо любить мир, и вкладывались в это на 100%. Работать с ними было одно удовольствие. Каждый момент был незабываемым, и я не могу вспомнить ни одного критического, которым бы я или они были недовольны.

Съемки фильма проходили в Украине и Хорватии. Расскажите, как происходил процесс съемок за рубежом. Где снимать труднее: дома или за пределами страны?
Снимать за границей было сложно по нескольким причинам, но самой сложной, безусловно, была разница в подходах к работе. Труднее всего было синхронизировать стиль и скорость работы нашей украинской команды с другими иностранными представителями. Мы работаем очень динамично, часто сверхурочно, и готовы сделать все для хорошего кадра, как и латвийская команда. Зато другие иностранные специалисты часто работают в спокойном темпе, не спеша и без чрезмерного энтузиазма. Эта разница в подходах была одной из самых больших трудностей.
В целом, снимать во время войны - это всегда вызов. Но мы все настроились на результат. Настроение съемок за границей было настолько воодушевленное, что оно способно было перекрыть все трудности организационных процессов. Мы работали с голливудскими локациями, что позволило снять фильм в действительно крутых местах, а высокая динамика и постоянные переезды добавляли процессу незаурядной энергии.
Языковых барьеров не возникало. Как актеры, так и команда свободно общались на английском, а иногда мы даже находили общее понимание на хорватско-украинском уровне. Поэтому трудно сказать, где было труднее снимать. В каждой стране были свои особенности, и каждый этап приносил новые вызовы, которые мы преодолевали вместе.
Известно, что показы фильма пройдут также в странах Европы, США и Канаде. Есть ли уже реакция от иностранных зрителей?
Иностранные страны уже сказали свое «да» фильму Когда ты выйдешь замуж?. Прокат в США уже начался, и в первый день продажи билетов в Чикаго у нас был солдаут. Это очень приятная новость, ведь фильм находит свою аудиторию. Пока не могу раскрывать все подробности - это прерогатива моих партнеров-продюсеров фильма, Андрея Ногина и Алексея Лимаренко. Но могу заверить: впереди много интересного!
Согласно нашим планам, Когда ты выйдешь замуж? будет показан в десятках стран — не пяти, не восьми, а значительно больше десяти. Я получаю сообщения от зрителей из США, которые специально приезжали в Чикаго из других городов, чтобы посмотреть ленту. Некоторые даже путешествовали из других штатов. На сегодня мы представлены в разных городах США, но люди готовы преодолевать сотни километров ради просмотра. Это невероятно мотивирует!
Как в целом изменилось украинское кино после начала полномасштабного вторжения? Как, по вашему мнению, война повлияла на кинопроизводство? И какие самые большие вызовы.
Украинское кино претерпело кардинальные изменения и, прежде всего, изменился формат финансирования. Если раньше мы ориентировались на северного соседа, его тренды, финансовые модели и месседжи, то теперь ситуация совершенно другая.
Во-первых, месседжи стали глобальными, европейскими. Во-вторых, мы сосредоточены на сотрудничестве с европейскими и другими международными партнерами. Это является ключевым вектором развития.
Я стараюсь создавать все свои фильмы международными по своей сути, а не только локальными. Это важно - искать новые модели софинансирования и партнерства с иностранными компаниями.
Самый большой вызов заключается в налаживании этой модели международного сотрудничества. И это задача не только для Idea Films, но и для других украинских кинокомпаний. Мы уже имеем успешный кейс - один случай можно считать удачей, а два уже создают систему. Поэтому наша цель - сделать международную копродукцию стандартом.

Почему стоит посмотреть фильм?
Потому что это фильм-антидепрессант, от которого вы зарядитесь порцией любви, вдохновения, позитива и добра. Тяжелые времена, в которых мы живем, бросают нам вызовы, поэтому этот фильм становится своеобразным оазисом, который помогает забыть о заботах и восстановить внутренние ресурсы.
Опишите его тремя словами.
Легкий, жизнерадостный и яркий.
«Тяжелые времена, в которых мы живем, бросают нам вызовы, поэтому этот фильм становится своеобразным оазисом, который помогает забыть о заботах»
Вы первым воссоздали в кино события оккупации Киевщины в Области Героев. А сейчас сняли хитовую комедию. Что дальше? Расскажите, чем планируете удивить зрителя?
В этом году я планирую снять два фильма, ориентируясь на украинскую молодежь. Почему именно на них? Потому что им сейчас уделяется критически мало внимания. Война, политика, экономические вызовы - все это заставляет молодежный контент оказаться на втором плане. Но я хочу, чтобы молодежь понимала: о них не забыли. Важно создавать такой контент, который будет интересен и ценен для них, чтобы они не искали альтернативу в чужом медиапространстве. Запретить ничего нельзя, но если украинский контент будет качественным, им просто не придется искать его где-то еще. Мы должны заполнить вакуум, возникший из-за отсутствия молодежного кино и сериалов.
Также готовлю два кинопроекта для молодежи. Один из них мы начнем снимать уже в апреле, и он выйдет в прокат в этом году. Второй - это молодежный сериал, который станет чем-то средним между Sex Education и Эйфорией. Первый трейлер уже готов, и в течение месяца мы проведем всеукраинскую премьеру. Я уверен, что молодежь оценит.
Если пофантазировать, с кем из талантливых актеров мечтали бы поработать?
С Марго Робби и Джуд Лоу.
Какой самый важный вывод вы вынесли лично для себя за эти три года полномасштабной войны?
Вывод очень простой: я люблю свою страну.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Авантюрно-романтический плейлист от DOROFEEVA, MONATIK, KOLA и других: 13 хитов, которые будут звучать в фильме Коли ти вийдеш заміж?